Полевые практики

Полевая практика по естественным наукам в ВУЗах

          По долгу своей деятельности я принимаю активное участие в нескольких направлениях практических, научных, учебно-научных, производственных и учебно-производственных практик для студентов геологов, экологов и географов Института наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета.

►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►

          1. Учебно-производственная карельская практика (Импилахтинский учебно-научный полигон);

          2.  Учебная крымская практика (Крымский учебный полигон);

          3. Учебно-производственная практика (на территории национального парка «Смоленское Поозерье» - Смоленский учебно-научный полигон);

          4. Производственные практики на территории Санкт-Петербурга («ЭкоГеология Санкт-Петербурга и Ленинградской области» и др.).

►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►►

          Полевая практика по естественным наукам в ВУЗах имеет целью улучшить качество профессиональной подготовки бакалавров, магистров и аспирантов. Она направлена на то, чтобы углубить и расширить знания, полученные в процессе изучения теоретических курсов, отработать практические навыки, в том числе и умение работать в команде. Она способствует формированию экологического мировоззрения и эстетическому воспитанию учащихся.

          Практика проводится в целях соблюдения принципов непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональными навыками и их дальнейшего применения в профессиональной деятельности, повышения престижности профессии, её популяризации для формирования кадрового резерва из числа молодых специалистов для предприятий и организаций, осуществляющих производственную, научно-исследовательскую, проектную экологическую, туристскую, изыскательскую, и другую деятельность естественной, социально-экономической и природоохранной направленности.

          Одними из главных задач учебных полевых практик – успешное и своевременное закрепление знаний, полученных студентами во время прослушивания теоретических курсов; овладение методическими и современными методами изучения объектов исследования; закрепление навыков ведения самостоятельной работы, а также работы с литературными, картографическими и специальными источниками, с осмыслением полученных материалов, и обобщением результатов в виде отчёта, с его публичной защитой всей учебной группой студентов.

          Практика способствует развитию у студентов наблюдательности, умения ориентироваться в природе, способствует повышению интереса к предметам экологической направленности (экологическая геология, биогеохимия, экологическая геохимия, почвоведение, геоботаника и др.) и обеспечивает более эффективное их усвоение.

          Основные формы работы на полевой практике:

                    ►экскурсии с преподавателем;

                    ►обработка собранного материала;

            ►самостоятельные наблюдения/работы по выбранной теме/на территории выбранного объекта.

          Полевая практика является одним из наиболее важных видов учебной работы студентов. Экскурсии в природу не могут быть заменены никакой другой формой обучения: они всегда методически индивидуальны и практически почти неповторимы. Успех любой экскурсии зависит от подготовки к ней.

          Экскурсии обычно предшествует инструктаж, проводимый преподавателем, в ходе которого студенты знакомятся с правилами поведения, кратким содержанием темы, необходимым оборудованием, а также с планами обработки материала экскурсии, для того чтобы быть готовым к проведению самостоятельных наблюдений. На экскурсии преподаватель раскрывает основное содержание темы; его рассказ и демонстрация природных объектов и явлений сочетаются с выполнением студентами конкретных заданий, которые дают им возможность самостоятельно и правильно ответить на контрольные вопросы преподавателя. Индивидуальное самостоятельное задание студенты выполняют на протяжении всех дней практики (наблюдения в природе, сбор материала и его обработка, работа с литературой и т.д.). Для выполнения самостоятельного задания требуется работа с литературой, изготовление отчета, ведение записей. При выполнении самостоятельной работы студент может использовать литературу по описанию природы района полевой практики, выпускаемую местными издательствами.